Аналитики предсказали двукратный рост гастропространств в Москве :: Город :: РБК Недвижимость
В ближайшие два года инвесторами заявлено открытие около 65 тыс. кв. м новых фуд-холлов в столице. Основной объем открытий придется на 2023 года — 46,8 тыс. кв. м
В ближайшие два года совокупная площадь фуд-холлов в Москве может вырасти вдвое, говорится в исследовании аналитиков Colliers (есть у редакции).
По оценкам Colliers, объем существующих фуд-холлов составляет около 62-64 тыс. кв. м. В 2021 году было открыто всего 5,1 тыс. кв. м таких пространств. Однако в ближайшие два года рынок может увеличиться в два раза. «В 2022-2023 гг. инвесторами заявлено открытие еще порядка 65 тыс. кв. м новых фуд-холл проектов в Москве. В случае реализации этих планов, столичный рынок гастропространств удвоится», — говорится в исследовании. По данным аналитиков, на 2022 год запланировано открытие 17,8 тыс. кв. м таких пространств. Основной объем новых открытий намечен на 2023 год — 46,8 тыс. кв. м.
Открытие площадей ключевых фуд-холлов в Москве, 2014-2023 гг.
Рынок фуд-холлов в Москве продолжает развиваться после ковидных ограничений, которые тормозили процесс последние два года, отмечает директор департамента торговой недвижимости Colliers Борис Маца. Самый большой объем ввода фуд-холлов за всю историю развития подобного формата был зафиксирован в 2019 году — тогда в столице открылось более 31 тыс. кв. м. С наступлением пандемии открытие новых фуд-холлов сократилось, некоторые проекты были вынуждены закрыться. По оценкам Colliers, совокупная площадь закрытий в 2020-2021 гг. составила 10-15% от общего объема рынка фуд-холлов Москвы.
«В целом развитие московского рынка фудхоллов — это логичный следующий шаг в развитии общепита в целом. С одной стороны, это возможность привлечь внимание потребителя к разным кухням и новым впечатлениям и задержать его в проекте. С другой стороны, это альтернатива привычным фудкортам, более продвинутая, интересная и направленная на расширение гастрономического опыта», — отметил Борис Маца.
За счет этого фудхолл становится неким якорем и полноценным игроком торгового пространства, если находится в ТЦ, или является отдельной точкой притяжения горожан и туристов — как ДЕПО, приводит пример эксперт. «Не каждая локация будет успешной, какие-то площадки будут, возможно, закрываться, но в целом экспансия такого формата — естественный процесс, через который проходят многие мегаполисы», — заключил он.
Разница между фудкортом, фудмаркетом и фудхоллом
Под фудмаркетами в Colliers понимают пространства, объединяющие продуктовый ретейл и общепит. При этом продуктовый ретейл представлен либо монооператором, либо множеством продавцов — по сути, это рынок.
В составе фудхоллов (гастропространств) розничный ретейл не представлен или представлен в очень ограниченном количестве. Состав операторов food&beverage (F&B, общепит) может быть дополнен небольшим количеством торговых точек, где продаются деликатесы: сыры, шоколад, вино, а также «непрофильные» товары — цветы, косметика, табак и прочее.
Фудкорты (ресторанные дворики) — неотъемлемая составляющая любого ТЦ, обычно они представлены стандартным пулом сетевых операторов. В отличие от них, фудхоллы скорее воспринимаются посетителями не местом быстрого приема пищи, а развлечением, местом поиска новых впечатлений и ощущений.
В конце 2021 года стало известно об открытии крупного фудмолла рядом с площадью Трех вокзалов в Москве. Гастроквартал «Депо Три вокзала» разместится в зданиях Второго троллейбусного парка, ключевым элементом пространства станет фудмолл на 8 тыс. «квадратов».
Читайте также: